Центр экспертизы, сертификации товаров
sales@russert.ru
+7 (499) 110-48-57

Федеральная служба по аккредитации — Новости

20.03.2019

Первой отечественной аккредитованной лаборатории выдано разрешение на использование комбинированного знака ILAC

По итогам заседания комиссии Федеральной службы по аккредитации по принятию решений об использовании комбинированного знака ILAC такое право получила испытательная лаборатория ООО «НГС-ЭКСПЕРТ» (RA.RU.21AC60).

Присоединение Росаккредитации в 2017 г. в качестве подписанта к Договоренности о взаимном признании ILAC (ILAC Mutual Recognition Arrangement – ILAC MRA) дало аккредитованным Службой испытательным и калибровочным лабораториям возможность использовать на выдаваемых ими протоколах испытаний и сертификатах калибровки комбинированный знак ILAC. Знак ILAC MRA является зарегистрированным международным знаком, принадлежащим Международной организации по аккредитации лабораторий (International Laboratory Accreditation Cooperation – ILAC).

Знак ILAC MRA, расположенный на протоколе испытаний или сертификате калибровки, придает этому документу вес за рубежом, поскольку прямо  указывает, что он выдан лабораторией, чья аккредитация имеет международное признание. В настоящее время такой протокол принимается в 101 стране мира, где органы по аккредитации являются участниками Договоренности ILAC MRA.

Форму заявления на использование комбинированного знака ILAC можно найти в разделе Комбинированный знак ILAC.


15.03.2019

Алексей Херсонцев: Цифровая трансформация национальной системы аккредитации создаст преимущества для добросовестного бизнеса

P3124719_ЭТУ

Об этом руководитель Росаккредитации рассказал на Форуме по техническому регулированию «Система технического регулирования в ЕАЭС: цифровые вызовы и глобальные возможности», который состоялся в рамках Недели российского бизнеса, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей. В этом году форум был посвящен вопросам использования инструментов стандартизации и технического регулирования в реализации программ цифровизации в России и за рубежом. В выступлении Алексей Херсонцев сообщил о ключевых новеллах в законодательстве в сфере аккредитации и рассказал о ходе цифровой трансформации национальной системы аккредитации.

По словам главы национального органа по аккредитации, изменения в законодательстве, принятые в 2018 г., во многом содержат ответы на вызовы, которые стоят перед системой технического регулирования, в первую очередь, способствуют обеспечению доверия к результатам оценки соответствия. С этой точки зрения важны те изменения, которые происходят в контрольной деятельности Федеральной службы по аккредитации, у которой появились новые инструменты работы. «Переход к полноценному применению риск-ориентированного подхода выправляет ситуацию с «множественностью» аккредитованных лиц, недобросовестным поведением участников рынка», - отметил руководитель Росаккредитации.

В Федеральном законе «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» появилась норма, согласно которой в случае, если провести выездную проверку оказалось невозможным в связи с отсутствием аккредитованного лица, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица аккредитованного лица, либо в связи с фактическим неосуществлением аккредитованным лицом деятельности, либо в связи с иными действиями (бездействием) аккредитованного лица, повлекшими невозможность проведения указанной проверки, составляется акт о невозможности проведения выездной проверки. По результатам рассмотрения указанного акта национальный орган по аккредитации принимает решение о приостановлении проведения проверки и приостанавливает действие аккредитации аккредитованного лица во всей области аккредитации. По этому основанию во второй половине 2018 г. Службой было принято 9 решений о приостановлении аккредитации.

Алексей Херсонцев сообщил, что Минэкономразвития России утверждены изменения в критерии аккредитации, которыми ограничивается работа экспертов по сертификации (экспертов-аудиторов) в нескольких органах по сертификации. «Это серьезным образом поднимет ценность профессии эксперта по сертификации, заставит задуматься о репутационных рисках при выдаче сертификатов без проведения испытаний», - отметил глава ведомства. И подчеркнул, что Решением Совета ЕЭК от 05.12.2018 № 100 принята аналогичная норма. Данным документом также установлено, что одним из условий включения органов по сертификации в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС является отсутствие в штате лиц, допустивших нарушения, повлекшие за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей обязательным требованиям, а также случаев массовой или систематической необоснованной выдачи документов по оценке соответствия. «Данная норма вступит в силу не позднее 1 июля и, по нашим оценкам, придаст дополнительный стимул для стабилизации обстановки на рынке оценки соответствия», - сказал Алексей Херсонцев, отметив, что в 2019 г. сохранится тенденция по уменьшению количества новых аккредитаций органов по сертификации в обязательной сфере, которая наблюдалась в 2017 и 2018 годах.

Вторую часть выступления руководитель Службы посвятил возможностям цифровой экосистемы национальной системы аккредитации с точки зрения вызовов, стоящих перед экономикой страны. «Сертификация и декларирование – это не просто процесс подтверждения соответствия, сегодня это создание новой информационной ценности относительно товарных потоков, производителей, мест расположения производств и номенклатуры продукции. В пяти странах ЕАЭС сформированы реестры деклараций и реестры сертификатов, которые являются справочником всех предприятий мира, поставляющих продукцию на нашу территорию. Очевидно, что в условиях цифровой экономики ценность этой информации будет возрастать», - подчеркнул Алексей Херсонцев. По его словам, решение о формировании в стране единых реестров сертификатов и деклараций было правильным, теперь важно научиться вовлекать эти данные в экономический оборот, использовать в государственном управлении.

Руководитель Службы сообщил, что для повышения прозрачности на рынке оценки соответствия процесс интеграции ФГИС Росаккредитации с информационными системами других ведомств продолжится. Уже сегодня налажено эффективное взаимодействие с ФТС России. На очереди интеграция с системами прослеживаемости и контроля Россельхознадзора, его сотрудникам планируется предоставить возможность через личные кабинеты вносить в реестры предписания об отмене деклараций в случае выявления нарушений продукции. Прорабатывается возможность связать реестры деклараций и сертификатов с реестрами иных органов, осуществляющих государственный контроль за обращением продукции на рынке.

P3124583_ОК


15.03.2019

О рекомендациях ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции

Опубликованы рекомендации ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции. 


15.03.2019

О вступлении в силу перечней несоответствий, влекущих за собой отказ в аккредитации или приостановление ее действия

18 марта вступает в силу приказ Минэкономразвития России от 18.01.2019 № 14 (далее – Приказ), утверждающий Перечень несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ в аккредитации, и Перечень несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации (далее – Перечни несоответствий).

Издание Приказа является еще одним шагом в реализации изменений, внесенных в Федеральный закон от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Федеральным законом от 29.07.2018 № 262-ФЗ, направленных на комплексное совершенствование национальной системы аккредитации.

Перечни несоответствий содержат исчерпывающие нарушения, совершение которых влечет за собой отказ в аккредитации (для заявителей) или приостановление действия аккредитации (для аккредитованных лиц). Так, к несоответствиям заявителя критериям аккредитации, влекущим за собой отказ в аккредитации, относится несоблюдение требований:

  • к работникам заявителя — наличие образования или опыта работы, навыков и/или профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ в соответствии с заявленной/утвержденной областью аккредитации, допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также к их численности по основному месту работы;
  • к помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя/аккредитованного лица, в том числе наличия по месту (местам) осуществления деятельности (временных работ) в заявленной/утвержденной области аккредитации помещений, оборудования, средств измерений, стандартных образцов, эталонов единиц величин, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ в соответствии с заявленной/утвержденной областью аккредитации;
  • нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, методик измерений и иных документов, устанавливающих требования:

к работам (услугам), в том числе правил отбора образцов (проб),
подтверждения соответствия и к объектам подтверждения соответствия,
к проведению инспекций,
к работам (услугам) в области обеспечения единства измерений, и иных документов, в соответствии с областью аккредитации;

  • системы менеджмента качества.

Перечень несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации, включает несоответствия аккредитованного лица:

  • обнаруживаемые при прохождении процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц;
  • выявляемые при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Требования, предъявляемые к аккредитованным лицам во многом аналогичны требованиям, предъявляемым к заявителям на аккредитацию. К ним равно отнесены требования:

  • наличия у заявителя/органа по сертификации, структурного подразделения, аккредитованного в качестве испытательной лаборатории (центра), в случаях, предусмотренных техническими регламентами Российской Федерации и техническими регламентами Таможенного союза, в соответствии с пунктом 13 Критериев аккредитации;
  • наличия у заявителя/органа инспекции, структурного подразделения, аккредитованного в качестве испытательной лаборатории (центра), в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, документами в области стандартизации и иными документами, устанавливающими требования к проведению инспекций, в соответствии с пунктом 30 Критериев аккредитации.

Вместе с тем, при прохождении процедуры подтверждения компетентности предусмотрены случаи приостановления аккредитации при отсутствии у аккредитованного лица сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», права на доменное имя которого принадлежат аккредитованному лицу.

При осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц действие аккредитации приостанавливается в том числе в случае:

  • осуществления аккредитованным лицом деятельности по оценке соответствия вне области аккредитации;
  • непринятия аккредитованным лицом мер к прекращению действия (отмене) документа, выданного по итогам выполнения работ по оценке соответствия (в установленных случаях);
  • неисполнения обязанностей аккредитованного лица по:

рассмотрению жалоб и обращений, относящихся к его деятельности по оценке соответствия,
предоставлению по запросам Росаккредитации информации, которая свидетельствует о его компетентности,
предоставлению в Росаккредитацию с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведений о результатах своей деятельности,
уведомлению Росаккредитации об аккредитации в ином органе аккредитации, в том числе органе аккредитации иностранного государства.

Признается утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 322 «Об утверждении Перечня нарушений, которые при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц влекут за собой приостановления действия аккредитации».


13.03.2019

Российская делегация приняла участие в работе 33-го заседания Рабочей группы ОЭСР по GLP

Заместитель руководителя Росаккредитации Александр Литвак, заместитель директора Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России Александр Вдовин и руководитель Координационного центра по реализации принципов GLP ОЭСР и обеспечению достоверности и сопоставимости результатов исследований Национального института аккредитации Росаккредитации Марта Буше приняли участие в 33-м заседании Рабочей группы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по Надлежащей лабораторной практике, которое состоялось 5-7 марта в Париже.

В ходе заседания рассматривались результаты проведения оценок национальных органов мониторинга GLP Японии, Таиланда и Германии. По итогам рассмотрения материалов Рабочей группой одобрено присоединение Таиланда к системе взаимного признания данных исследований (MAD). 

В рамках заседания Рабочей группы также состоялось обсуждение проектов новых документов системы GLP ОЭСР, касающихся развития системы оценки национальных органов мониторинга GLP, взаимодействия регулирующих органов и органов мониторинга GLP, разъяснения ряда вопросов по имплементации принципов GLP в деятельность испытательных центров.

Рабочей группой определены планы дальнейшей работы в области GLP и развития системы взаимного признания данных на 2020-2025 гг.


Тел.: +7 (495) 988-76-96
         +7 (495) 984-56-84
         +7 (495) 290-33-54
Адрес: Россия, 105264, г. Москва, Богородский Вал, д.3, стр. 32
E-mail: sales@russert.ru